-
Я попытаюсь затронуть самую, быть может, неуловимую тему, которая так или иначе касается всякого человека.
Неуловимую потому, что в течение всей истории человечество так и не выработало критериев для оценки предмета. (А если и пыталось выдумать, то "ни в какие ворота не лезет").
Это при том, что сам "предмет" общеизвестен и у большинства явно или скрытно голосующих респондентов вызывает, как правило, единодушное мнение.
Предмет исследования не объективен (это не количественный и не качественный признак). Те исследователи, которые по старой университетской привычке назовут его качеством - повторят ошибку Афродиты, которая отважилась отвечать не за красоту "вообще" в эстетическом плане, а за красоту человека в каком-то совершенно невозможном плане.
-
Только очень смелые исследователи (вроде да-Винчи) пытались препарировать тонкий и уязвимый организм ребёнка богини - лягушонка Эрота, надеясь алгеброй ("золотое сечение") поверить гармонию.
И тем ответить на простой вопрос, который каждый ребёнок задаёт себе, как только во второй раз увидит себя в зеркале, - Я красив(а)?
Эрота, потому, что вопрос ребёнка возникает задолго до того, как детёныш почувствует себя как-то относящимся к "половому", т.е. к качеству, когда "красивость" начинает играть какую-то роль.
Красота, как объективное качество взрослого человека понадобится ещё не скоро, но очень рано бьёт тревогу если не ощущается.
Советский поэт Николай Заболоцкий очень искренне и "с пониманием" выразил эту тревогу:
"Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?"
Великая богиня, одним взглядом укрощающая целые армии, посланные Аресом, совершила страшную, непоправимую ошибку - дав понимание красоты, но не её (красоты) научение.
Так Афина, всё же, научила человеков законам гармонии через философию и математику, Гефест законам ремёсел, Гермес законам торговли, - а дура Афродита ничему, кроме ощущения.
Так и живёт человечество с этой ошибкой потому, что пропорциональный - не значит "красивый". И добрый тоже. Не значит.
-
а кто такая Афродита?
-
Ты Шевченко жизнь, чтоли, спас?
-
> DayGaykin © (22.07.17 11:29) [3]
LOL
-
Красота - это страшная сила. Я так и не понимаю каков критерий красоты лысых обезьян и других животных, но смотришь - одна красива, а другая красива как транзистор, как выразился один знакомый. В чём эстетическое отличие, не понимаю, но отличает, пожалуй любой, как в этом стихе.
-
> DayGaykin © (22.07.17 11:29) [3]
Очень смешно :)
-
> Копир ©
Юра, а ведь ты мне так ни разу и не ответил на мой вопрос - "как ты относишься к определению "красоты" данному в романе Ивана Антоновича Ефремова "Лезвие бритвы".
-
> [7] Германн © (23.07.17 02:29) > Ивана Антоновича Ефремова "Лезвие бритвы".
Читал я этот роман лет 20-25 назад, что-то не впечатлился - как-то оно там нудно всё мне тогда показалось, надо будет ещё раз попробовать перечитать.
-
>Inovet © (22.07.17 21:21) [5] : >Красота - это страшная сила. >В чём эстетическое отличие, не понимаю...
Андрей, зато Вы хорошо понимаете разницу между красивым в эстетическом плане (гармоничным, совершенным, таким "симметричным") и красивым в бесовском плане.
Когда люди сталкиваются с такой красотой - они "тают", цепенеют, лишаются воли.
Такой красоте прощается всё: глупость, подлость, предательство и жадность. Ущербу от этих чар (очень подходящее слово) подвержены одинаково и мужчины ("говорят, Царевна есть, что не можно глаз отвесть"), и женщины ("О, как ты красив, проклятый!" + фильм "Мордашка").
Это тот случай, когда Эрот выполняет свою миссию не в переносном смысле декадентов (ранен стрелой Амура), а буквально, когда вместо живого, интересного человека остаётся безвольный, изуродованный труп.
Ошибка богини в том и состояла: она допустила такое нарушение законов диалектики, когда только форма, только в чистом виде одна форма настолько абсолютно себя проявляет, что не нуждается ни в каком противоречии в своём развитии потому, что
1. Форма сама начинает совершенно необъяснимым способом порождать содержание. (красивого человека, от взгляда на которого только и остаётся вымолвить, - Вот чёрт, а !? априорно наделяют всевозможными достоинствами).
2. Форма сама и становится своим отрицанием. (как фермионы Майораны одновременно и частицы, и свои античастицы).
Может и не совсем ошибался ортодокс господин El когда назвал эллинских богов бесами :)
-
>Германн © (23.07.17 02:29) [7] :
Сергей Геннадьевич, подход Ефремова сходен с методом да-Винчи, когда на первый план выходит внешняя сторона (пропорции, формы) + целесообразность.
Я не рискну назвать совершенного в геометрическом плане человека a priori даже симпатичным :)
Изобразительное искусство в Германии 30-40-х годов натужно пыталось навязать эталон физической красоты, но получилось как-то убого. Даже с древнегреческими скульптурами не сравнить.
Красота - это наверное и красивое тело, конечно, но это ещё : "когда тебе говорят "Да", даже если ты ни о чём не спрашивал" (А. Камю).
-
> Копир © (23.07.17 17:38) [10] > > >Германн © (23.07.17 02:29) [7] : > > Сергей Геннадьевич, подход Ефремова сходен с методом да- > Винчи, > когда на первый план выходит внешняя сторона (пропорции, > формы) + целесообразность. > > Я не рискну назвать совершенного в геометрическом плане > человека a priori даже симпатичным :) >
Ну наконец-то вы Юра ответили на мой вопрос. Конечно упоминание геометрии в ответе подозреваю что очень символично.
-
> Предмет исследования не объективен (это не количественный > и не качественный признак). > Те исследователи, которые по старой университетской привычке > назовут его качеством - > повторят ошибку Афродиты, которая отважилась отвечать не > за красоту "вообще" в > эстетическом плане, а за красоту человека в каком-то совершенно > невозможном плане.
Что касается конкурсов красоты, то это сугубо коммерческое соревнование. Конечно есть субъективность - кому-то одна кажется по-настоящему красивой, а другая какая-то кукольная, хотя и ее можно назвать красивой..
Но трудно назвать этот предмет исповедования необъективным, есть какое-то внутреннее и необъяснимое понимание красоты. Т.е. какие-то пропорции чуть нарушаются и резко картина меняется, хотя казалось бы..
-
>Читатель © (24.07.17 08:55) [12] : >Что касается конкурсов красоты, то это сугубо коммерческое соревнование. Конечно есть субъективность - кому-то одна кажется по-настоящему красивой, а другая какая-то кукольная, хотя и ее можно назвать красивой..
Да.
Вот, примерно Ваша мысль в изложении Джона Чивера (Скандал в семействе Уопшотов):
"С Пьером с самого начала было что-то неладно. То ли он выпил слишком много вина, то ли слишком устал и теперь стоял на помосте, как бревно.
Его набедренная повязка была настолько узкой, что были видны волосы внизу живота, а поза слегка напоминала классическую - он изогнулся в талии и упер руку в бедро, - классическую и незапамятно древнюю позу, словно он много раз являлся людям в кошмарах.
Перед вами было лицо любви без лица, без голоса, без запаха, без воспоминаний. Все в нем звало и волновало, но в нем не было и крупицы индивидуальности.
Это было напоминание о всей глупости, мстительности и непристойности любви, и этот человек как бы возбуждал в развращенной толпе упрямую тягу к приличиям."
-
|