Конференция "Прочее" » Рациональные начала эстетики.
 
  • Копир © (29.01.17 15:00) [120]
    Эстетика, как и всякая наука обладает своими категориями, т.е. (если верить Википедии) -
    наиболее общими понятиями, возникающими, чтобы потом помогать конструировать теорию.

    Я рассмотрел подходы к рациональным основам эстетики только в рамках одной категории:
    диалектического варианта "Красивое-безобразное".
    Как самой очевидной.

    Между тем, не менее важной в эстетике является категория "трагическое-комическое".

    Я хочу особенно подчеркнуть, что напрямую эта категория даёт настолько очевидные
    построения, что даже скучно становится.

    Трагично то, над чем плачут. Комично - над чем смеются. И всё.

    Но удивительные следствия ждут исследователя, который осмелится изучать
    эту категорию во всей прелести её диалектического противоречия.

    В гротеске.

    Античный эпос преподносит нам смерть Ахилла, как гротеск, где укол в пятку
    просто нелеп для смерти такого героя.

    Средневековый эпос даёт потрясающий траги-комический гротеск в шекспировском
    предсмертном монологе Меркуцио.

    Современное литературное наследие тоже.
    Кто читал повесть "Незабвенная" Ивлина Во ("The Loved One" by Evelyn Waugh) согласится со мной.

    Труднее найти гротеск в живописи...
    Но, полагаю, что средневековый художник Иероним Босх мастерски владел
    способами диалектического выражения противоречия "трагическое-комическое".

    В поэзии гротеск - обычное дело.
    В народном эпосе тоже.

    "Мальчик на пашне нашёл пулемёт.
    Больше в колхозе нико не живёт..."

    В музыке, как в композиции - это диссонансный аккорд.

    Специалисты говорят, что в парфюмерии тоже есть свои эстетически совершенные диссонансы.

    О самом забавном случае противоречия трагического и комического я вспоминаю в связи
    с кулинарией, которая, конечно, тоже является предметом эстетики.
    Моя знакомая рассказывала, как один из ея гостей (давно, ещё при коммунизме),
    увидев в холодильнике сыр "Рокфор", воскликнул,
    - Слушай, его давно нужно выбросить !
    Он весь заплесневел.
  • Копир © (29.01.17 15:53) [121]
    >Kerk ©   (26.01.17 23:49) [61]:
    >Но феминистки мне сказали, что взгляды Энгельса сильно устарели.

    Из всех марсистов-ленинистов я, прежде всего, выделил бы именно Фридриха Энгельса,
    как объективного материалиста и совсем не помешанного на идеологии, исследователя.

    Кажется, что история отнесла его к триумвирату создателей марксизма только
    от того, что он по-человечески дружил с Марксом.

    А феминизм ?
    Что же ?

    Это агрессивная реакция матросов.
    Бунт на корабле !

    Матросы должны, ну что там ?  "отдавать концы", "крутить брашпиль", выбирать слабину троса"
    и, самое главное, слушаться боцмана.

    Женщины должны готовить пищу, рожать и воспитывать детей.
    "Сиди, вон, и поддерживай огонь ! " (Вл. Высоцкий).

    Поддерживать огонь феминистки не хотят.
    Поэтому их корабль замёрзнет, когда они войдут в район Огненной Земли.

    "В Тихом и далёком океане,
    Где-то возле Огненной Земли,
    Плавают в сиреневом тумане мёртвые седые корабли.

    Их ведут слепые капитаны
    Где-то затонувшие давно.
    Утром их немые караваны тихо опускаются на дно..."

    (Александр Вертинский).

    Вот перспектива для феминисток :)
  • Копир © (29.01.17 16:23) [122]
    >Сергей Суровцев ©   (26.01.17 23:21) [60]:
    >>Копир ©   (26.01.17 20:25) [50]
    >>половой отбор всегда и везде имел экономические причины.

    >Может тогда объясните его экономические причины ?

    Сергей, просто я неверно выразился.
    Экономические причины в рамках книги Энгельса, я хотел сказать.
    А, так, конечно, Ваш пример с несчастной пандой...
    Ромео и Джульетта.

    С самых древних времён мужчины племени заботились не столько
    о привлекательности своих будущих жён, сколько о незыблемости и
    богатстве своей (будущей) семьи.

    Поэтому даже в России, вплоть до 18 века не эстетические причины
    благоприятствовали тому или иному браку, а почти только экономические.

    Сегодня, слава Богу, хлеб насущный зарабатывается настолько легко
    (и благодаря программистам, в том числе), что влюблённым можно заботиться
    только о своём предмете.

    Но вот, ведь досада !
    Тут же и появляются феминистки, половые девиации и пр.
    Как будто людям просто скучно !
    Если трудностей нет, то они пытаются их создать...
  • Копир © (29.01.17 17:02) [123]
    Третья категория эстетики "Возвышенное-низменное" очень напоминает "Красивое-безобразное",
    но не в изобразительном (живописном, музыкальном, вербальном), а в нравственном смысле.
    Сложная и важная для исследования категория, поскольку нравственность

    1: Постоянно меняется в зависимости от мифологии, т.е. от предрассудков (не в уничижительном
    смысле, а в том, что дословно было "до рассудка"), т.е. от религии прежде философии.
    2: Открывает врата эстетики к религии.
    Врата, которых другие науки не открывают вовсе.

    Кто рассматривает религию, как чистую науку (scientia naturales) ?
    Иезуиты в Ватикане ?
    Затворники на Афоне ?
    Кабаллисты ?

    Только Эстетика позволяет религии стать предметом её изучения людьми,
    уже к практике привыкшими - философам, писателям, художникам, поэтам и композиторам.
  • Копир © (29.01.17 17:55) [124]
    Эта третья категория, как в всё, я полагаю, в Эстетике, по-настоящему привлекательна
    лишь в смысле освещаемого ею противоречия.

    Одним из первых исследователей, обнаруживших, что Низменное и Возвышенное
    не абсолютны, а являются сложным синтезом Веры и предыдущего опыта, был
    датский религиозный философ Сёрен Кьеркегор.

    Его опусы, например, "Понятие страха", "Болезнь к смерти" и "О понятии иронии"
    появились, когда Зигмунда Фройда ещё "и в планах не было".
    Между тем Фройд (это видно) очень много вычитал именно у Кьеркегора.
    Странно, что он (Фройд) об этом настойчиво умалчивает...

    Я не буду безграмотно и без блестящего языка автора пересказывать.
    В Сетке практически все труды Кьеркегора есть, кому интересно - рекомендую.
  • Копир © (29.01.17 18:15) [125]
    Одним из первых я сказал потому, что, наверное (кроме античных) самым первым
    был, конечно, Блез Паскаль.

    Человек, гением которого я никогда не перестану восхищаться !

    Физик, как Ньютон, математик, не хуже Гаусса, философ, которым французы
    в своём преимуществе постоянно упрекают весь остальной философский мир...
    И, наконец, создатель первого компьютера.
    Пусть это было чудовище на шестерёнках, но даже такое чудовище
    до Паскаля никому и в голову не то, чтобы не приходило.
    И придти не могло.

    Мысли Паскаля - это очень взвешенный, отточенный труд.
    Настоящий Учебник по эстетике.
    А мало, кто из учёных умел писать настоящие учебники.

    Из физиков я знаю только Ландау.
    Из философов Гегеля.
    И всё...
  • Jeer © (30.01.17 01:45) [126]
    Лейбниц - знал все и почерком витьеватым оставил нам такое наследие..
  • Inovet © (30.01.17 04:09) [127]
    > [122] Копир ©   (29.01.17 16:23)
    > С самых древних времён мужчины племени заботились не столько
    > о привлекательности своих будущих жён, сколько о незыблемости и
    > богатстве своей (будущей) семьи.

    Когда-то давно видел по телевизору передачу, ток-шоу видимо, вел её какой-нибудь прожженый малахов, а гостях был некий путешественник по Африке. Путешесвенник рассказывал, как он несколько лет прожил в одном из тамошних племён, даже женился на девушке из этого племени. И вот  он вернулся и сидит в этой студии. Из зала женщины спрашивают:
    - А жена кде?
    - Так в плепени осталась.
    Женщины на него набросились:
    - Да как вы могли так поступить, женились и оставили жену.
    Он им объясняет
    - У них совсем другое мышление, у них всё проще. Мужу надо уходить? Жаль, но раз надо, значит надо уходить, а муж другой будет.
  • Копир © (30.01.17 14:14) [128]
    Четвертая категория эстетики: поэтическое-прозаическое, - самая сложная для объяснения.

    Если кто-то думает, что поэзия - это господство рифмы, он может ошибаться,
    полагая, будто рифма в поэзии лишь средство.
    И будет прав, полагая, что это метод.

    Не помню точно, но кажется фр. поэт Гийом Аполлинер говорил, -
    "Рассудок требует от поэта предпочесть рифму рассудку".

    Очень мало поэтов, которые умели, как гениальный Пушкин, преподнести
    этот метод легко и как бы "между прочим", так, что у читателя не возникает
    даже мысли, как это трудно, выразить мысль в стихах.

    Посредственные поэты, вроде Маяковского, наглядно подают свой титанический
    труд, гордясь тем, как они тужились и пыжились, рожая в муках свой посредственный опус.

    Поэзия, как способ выражения начинает свой поиск, конечно, с формы.
    Содержанием часто жертвует.

    (Но опять же, не Пушкин, не Пушкин !!!)

    Поэтому произведения различных авангардистов от поэзии приятны на
    созвучия, но могут быть совершенно бесполезными разуму:

    "Фиолетовые руки
    На эмалевой стене
    Полусонно чертят звуки
    В звонко-звучной тишине."

    А это Валерий Брюсов.
    Считается, что классика русской поэзии.

    Способы, которыми поэт находит примения рифмы очень напоминают комбинаторику.
    Так что ЭВМ уже успешно и часто могут конкурировать с поэтами (особенно современными):

    "Шум горя павшего с молчаньем слит
    Златая смерть над всем царит
    Любовь дарит не радость, а тоску
    И шрам, рассекший ангела щеку
    Небес пятнает вид".

    Один известный в СССР журналист, побывавший в своё время в Лондоне на выставке
    кибернетического искусства, заметил, - Если это искусство, то при чем тут кибернетическая
    техника, если же это техника, то где же все-таки искусство ?

    В своё время мы, работавшие в том числе и на ускорителе электронов, делали так:
    ставили под "пучок" отполированный кусок плексигласа так, что после облучения
    внутри него образовывался красивый трек молнии (заряду некуда стекать, вот он
    и пробивает диэлектрик).

    А я то, дурак, взял и отнёс этот плексиглас к ювелиру, мол, как он отнесётся ?

    Ювелир посмотрел, посмотрел и сказал, - Молодой человек, если это ручная работа,
    то она бесценна, а если техническое творчество, то грош ему цена.

    Так и в поэзии.
    Если она только жонглирует рифмами, то это "техническое творчество".
  • rrrrr © (30.01.17 14:28) [129]
    Молодой человек, если это ручная работа,
    то она бесценна, а если техническое творчество, то грош ему цена.


    критик посмотрев на чорный квадрат сказал:
    молодой человек, если это квадрат - кого надо квадрат, то он бисценен,
    а если не тово, то грошь ему цена.

    ну в общем без знания тово, чей именно квадрат, ничево критик сказать не может.
    хотя мы то точно знаем, что еще до опыта и сам по себе он либо бесценен, либо нет.
    или дело вообще не в квадрате.
  • rrrrr © (30.01.17 14:37) [130]
    интересно, а пушкин когда-нибудь (ну просто так, по приколу)
    жонглировал рифмами,
    никому про то не говоря?

    типа проверить чутье ценителей.
  • Копир © (30.01.17 15:07) [131]
    Впрочем, поэзия, как средство выражения бывает и нерифмованной.
    А прозаической.
    В этом и смысл эстетической категории.

    Пример прозаической поэзии - это любой литературный труд, где катарсис,
    т.е. нравственное обновление, очищение, откровение достигается не экспериментами
    с формой, а с содержанием так, что само оно (содержание) начинает порождать
    новые формы.

    Современным поэтам и писателям нужно изучать философию.
    Потому, что ещё Гегель великодушно раздал всем рецепты к перспективам творчества:
    ищите разрешения противоречий

    1. Материи и сознания,
    2. Пространства и времени,
    3. Формы и содержания,

    и успех обеспечен.

    Потому, что и первое, и второе, и третье существуют не сами по себе,
    а в диалектическом единстве.

    И только очень недалёкие (в философии т.е.) люди не знают, что сознание
    не порождается материей, что уже больше сотни лет физики оперируют
    не длиной и длительностью, а их единством, что, наконец, не бывает формы без
    содержания.

    =========

    Пятую эстетическую категорию "глубокое-поверхностное" я обсуждать
    не буду потому, что это не категория, а попытка притянуть "за уши" количественную оценку явлениям.
  • rrrrr © (30.01.17 15:18) [132]
    а, так это было "обсуждение"?
  • Копир © (30.01.17 15:30) [133]
    >rrrrr ©   (30.01.17 15:18) [132]:
    >а, так это было "обсуждение"?

    Конечно.
    Неужто Вы подумали, что я тут вздумал кого-то обучать ?

    Всё, о чём я тут говорил, прекрасно известно моим уважаемым собеседникам.
    Так, просто напомнил.
  • rrrrr © (30.01.17 15:35) [134]
    да понял я, понял.
    то было обсуждение.
  • rrrrr © (30.01.17 15:40) [135]
    И только очень недалёкие (в философии т.е.) люди не знают, что сознание
    не порождается материей


    идешь такой по улице и не знаешь, что вокруг тебя кишмя кишат сознания, не материей порожденные, а ты такой даже понятия не имеешь что все они у тебя в это время спрашивают который час или как пройти в библиотеку.
  • rrrrr © (30.01.17 15:46) [136]
    с другой стороны, нафига вообще сознание если ты нематериален?

    хочешь такой билет купить в автобусе (ну как сознательный пассажир), а потом такой вспоминаешь,
    что ты без массы и объема и автобус тебя вообще не везет и билет не нужен.

    или такой хоба, выкурил сигарету и в урну ее, как сознательный гражданин, хочешь выбросить. И вспоминаешь, что ты и не курил, и сигарета твоя не мусор потому что нематериальная и вообще, какая разница, если от грязи на улице страдают только материальные люди своим эстетическим чувством.

    опять же старушку через дорогу фик переведешь. рук-то нету....
  • rrrrr © (30.01.17 15:57) [137]
    а еще например такая мысль
    красота формы зрительных образов и все такое.
    а если глаз нету, или зрение не развито как у летучих мышей.
    и где в той эстетике красота формы, постигнутой через слух и ультразвуковую локацию?
    нетути.
    непонятно.....
  • Копир © (30.01.17 16:01) [138]
    >rrrrr ©   (30.01.17 15:40) [135]:
    >идешь такой по улице и не знаешь, что вокруг тебя кишмя кишат сознания,
    не материей порожденные

    Зря Вы так ёрничаете :)

    Если Вы программист, то должны себе представить, что Ваша программа -
    типичный продукт сознания, возникшего без развития материи.

    Я не имею ввиду, конечно, скучные проги для обработки массивов данных (хотя и это тоже, сознание).
    А программы ИИ в играх ?
    Когда на высшем уровне сложности железяка обыгрывает Царя Природы, человека ?

    Если кто-то скажет, что Ваша программа возникла случайно ?
    В результате долгой, много миллионов лет эволюции ЦП, жесткого диска и оперативной памяти.
    Что Вы сделаете ?
    Плюнете ему в лицо ?
  • rrrrr © (30.01.17 16:07) [139]
    ну по сути да, прога в конечном смысле случайно возникла.
    сначала эволюция тупила много миллионов лет,
    потом благодаря случайным мутациям и их закреплении наследственностью
    возник человек разумный.
    потом через какое-то время родился конкретный прогер,
    который и написал (сознательно) ту самую прогу.

    а удельный вес случайного и целенаправленного в этом деле мне подсказывает, что не так уж сильно неслучайным было появление этой программы.

    в смысле она более случайна чем нет
 
Конференция "Прочее" » Рациональные начала эстетики.
Есть новые Нет новых   [134431   +10][b:0.001][p:0.001]