Как я понял отсюда:
http://download.microsoft.com/download/5/b/9/5b97017b-e28a-4bae-ba48-174cf47d23cd/PRI034_WH06.pptстарые версии D3D эмулируются D3D9 ("Map older runtimes onto Direct3D 9 DDIs, E.g., runtimes Direct3D 8, DirectDraw"). Насчёт OGL не вполне понятно, возможно, тоже эмулируется: "Limited inbox support for application compatibility - Using Direct3D 9". Кроме того, в Висте нет как такового Fixed-function pipeline, поэтому "Fixed-function onto shaders, etc.".
Возможно, все эти эмуляции делаются не вполне эффективно, отсюда имеем тормоза.
Ну и Aero сам по себе должен давать (по оптимистичным оценкам :)) 10% замедление:
http://www.opengl.org/pipeline/article/vol003_9/Т.е. для начала можно попробовать его отключить. Мало ли, кривые драйвера попались и 10% доросли до 50%.
Ещё можно попробовать сделать вариант рендера на D3D9. Это не сложно, для простой 2D-графики 9-ка почти не отличается от 8-ки, см., например, модуль DX89_Core.pas отсюда:
http://sapersky.narod.ru/files/AnyDX2D_v0.6.rar